Некоторые итоги телекоммуникационной конференции студентов
и молодых ученых «Молодежь и наука-97»
Об особенностях проведения
телеконференции
Время представления и обсуждения докладов на телеконференции было максимально увеличено из-за большого количества докладов и с учетом перегрузки внутренней сети МИФИ, а также из-за невысокой скорости внешней связи, где пока отсутствуют оптоволоконные кабели. Приходилось учитывать работу более 600 компьютеров в информационно-вычислительной сети МИФИ-INTERNET, включая 185 компьютеров в 4 корпусах студенческого городка с 400 пользователями, соединенных с институтом телефонными каналами.
Доклады и студенческие предложения были доступны в сети с 10.12.97 по 23.01.98, в этот же период принимались вопросы и ответы по дискуссии. На Рождественские каникулы с 31.12.97 по 10.01.98 прерывалось лишь обновление страницы «Дискуссии».
Каждый участник по результатам дискуссии и на основе обзора докладов мог дополнить или видоизменить свои материалы, послав новую версию практически до конца 1997г. Операторы сайта конференции формировали файлы в сборники научных трудов до 30.12.97.
Дискуссия по докладам шла как через страницу, так и напрямую между авторами, что повлияло на полноту материалов на странице «Дискуссия».
За доступность всей информации и простоту диалогового режима
пришлось заплатить невысокой скоростью обмена, что усложнило работу
организаторов конференции., поэтому и была максимально продлена дискуссия.
Многонаправленность и широта тематики конференции.
Поскольку молодежная телеконференция проводилась в рамках Научной сессии МИФИ-98, ее тематику характеризовала многона-правленность, определяемая критическими технологиями федерального уровня и широким профилем МИФИ.
Впервые доклады были представлены по 14 секциям, поэтому распределение материалов по ним и их обсуждение оказалось непростой задачей. Выручили опять доступность докладов и большое время для дискуссии.
По отзывам председателей секций, несмотря на известные трудности и беды, остается высоким уровень молодежной науки в ведущих технических университетах России, представленных на конференции.
На основе анализа материалов конференции можно отметить, что методика обучения в МИФИ, основанная на симбиозе технического и университетского образования, выдержала испытания на мобильность, связанные с необходимостью концентрации усилий в новых направлениях, определяемых федеральной и отраслевыми программами.
Все это оставляет стране шанс при
соответствующей поддержке высшей школы, опираясь на отечественный опыт,
остаться в числе лидеров мирового технического прогресса, хотя бы по
нескольким направлениям.
Практическая направленность
конференции
(наука - народному хозяйству)
Половина докладов отражает результаты проектирования реальной аппаратуры, изделий, технологических процессов, часть из них непосредственно связана с промышленными системами и технологиями.
Направленность докладов, представленных нашими коллегами из Пензы, Воронежа, Томска, Таганрога и филиалов МИФИ в регионах России, как правило, связана с практическим применением научных разработок в конкретных областях народного хозяйства.
Широко представлены новые и новейшие технологии от компьютерных, включая защиту информации, до промышленных. Например, вызывает уважение и большой интерес серия работ, выполненных школьниками на базе лицея 1511 при МИФИ по проекту кафедры 21 «Синтез BN-фуллеренов». Технологии взрывного прессования и ударно-волновой активации, представленные ПГТУ (г.Пенза), дополняют электроимпульсные технологии, традиционно разрабатываемые в МИФИ.
Существенно продвинулись по сравнению с конференцией «Студенческая
научная осень-94» исследования в области биофизики,
медицинской физики и техники, экологии и экономики. Это же можно сказать о работе секции «Студенческие
идеи, проекты и предложения», которую курировал Центр студенческих инициатив (ЦСИ) технопарка МИФИ.
Заключение
Проведя телеконференцию, мы только слегка приоткрыли дверцу в чудесную страну INTERNET с населением численностью более 70 миллионов, имеющим возможность получать сведения практически «обо всем», что создано человеком на нашей Земле.
К сожалению, нарастающий научно-технический потенциал информационной цивилизации, в которую уже вступили многие страны, не стал достоянием массового сознания россиян. Многие еще не уяснили новую особую роль знаний и информации в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности Отсюда все наши беды.
Возрождение российской науки невозможно без вузовской ее части, где есть опора на молодежь и возможность
растить молодые таланты.
Шеф-профессор
научно-исследовательской
работы
студентов МИФИ,
профессор Ю.А. Попов.